Рассматривая персонажей Ветхого завета, их жизнь и значимость по упоминанию в Новом завете, наверное, самой противоречивой личностью будет Авраам. Ведь все знают и повторяют, что именно он является отцом всех верующих. «Мы дети Авраама, по вере» - любят повторять все протестанты. И это правда, потому что так написано в Библии (Рим. 4 гл; Гал. 4 гл.). Говоря об этом, всегда приводят историю о том, как Авраам получил от Бога Исаака. Как он, столетний, не усомнившись в Боге, смог это все сделать. Нам нравиться такая история. Еще очень хороша история о том, как Авраам покинул Ур Халдейский. Как он верою оставил все, что имел и пошел в страну, которую ему показал Бог. Все это как бы правильно. Вот только не все так уж совсем гладко и просто в историях Авраама. Я совсем и не собираюсь порочить Авраама или еще кого из патриархов, или разбивать чью либо веру, как некоторые мне говорят. Я хочу знать одно, как первые ученики узнали Господа Иисуса в Иисусе. Какого Бога они ждали, и если этот Бог, Его характер, описан в Библии, то и я хочу Его понять.
Для начала можно было бы заглянуть в конец 11 главы книги Бытие, где как раз и идет речь о выходе из Ура Халдейского. Быт. 11-31 И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там.
Сразу же возникает вопрос: кто куда выходил? Мы знаем, что Авраам вышел их Ура Халдейского, а здесь написано, что Фарра, то есть отец Авраама, вышел из Ура. Незадача номер раз. Или Писание ошибается, а такого не может быть, или требуется какое-то объяснение данному противоречию. В действительности объяснение самое банальное: это, как говориться восток, древность, здесь нельзя сказать, чтобы сын взял отца и повел его куда-то. Здесь старший в роду должен быть предводителем. И тогда все понятно. Фарра, отец, согласен со своим сыном, что надо уходить из этой страны. У сына есть какой-то план, он говорит, что Бог ему открыл, куда надо идти. И вот Фарра собирает все свое семейство и Авраама в том числе, и уходит во главе каравана в ту сторону, что указывает ему его сын. Все нормально. И в документах делается отметка: «Фарра с семейством покинул Ур Халдейский», печать и подпись таможенника на границе. Но мы то знаем, кто был инициатором этой поездки - Бог, и использовал Он Авраама. Не будем особо заострять внимание на данной истории, главное отметить уважительное отношение к принципам старшинства в этих краях в то время. Просто мы, современные урбанизированные люди, привыкли к тому, что не только к старшим по возрасту этакое снисходительное отношение, но так как много одиноких матерей и огромное количество повторных браков, то и муж не является главенствующим фактором даже в разговорах. Женщина говорит, что она пошла туда-то и сделала то-то, забрала и ушла, или выгнала «своего» и тому подобное. А раньше ведь было не так. Еще каких-то сто с небольшим лет назад на Руси жены обращались к мужьям по имени-отчеству. И не могла она сказать, что вот, я взяла свою семью и детей и переселилась на Урал, потому, что слыхала там работа, которая мне нравиться и платят хорошо. Или, что, у меня там бизнес более в гору пойдет. Речь не о феминизме или еще о чем, надо просто учитывать исторический фон. Но вернемся к Аврааму.
В 12 главе книги Бытие можно увидеть, что Авраам, после смерти отца, становится главным в роду, и он теперь во главе каравана. Теперь уже все остальные в положении зависимости от него. И Бог разговаривает с ним, с Авраамом. Бог указывает, куда надо идти. Авраам проходит по этой земле, осматривает ее и вновь ему является Бог. Бог обещает, что эта земля будет принадлежать Аврааму и его потомкам. И что именно здесь Он, Бог, его благословит, и в этом благословении будут благословлены и его потомки. И вот здесь надо ответить самому себе на вопрос: верил ли Авраам Богу или нет? От ответа на этот вопрос зависит то, как дальше читать и понимать историю, которая там описана.
Один мой друг говорил, что для того чтобы стало понятно, иногда, историю надо довести до абсурда. Давайте и здесь переложим данное описание на обыкновенные житейские рельсы. Вот Авраам, он кто? Нищий гастербайтер, приехавший из захолустья в столицу и устроившийся там дворником, живущий в каморке под лестницей, третий месяц не получающий жалования и питающийся с мусорных баков, но мечтающий остаться на этом месте, а вдруг хозяин все таки заплатит и будет что послать домой детям, которые сидят там, в деревне, на одной картошке и ботве? А может он приехал в Ханаан с бригадой шабашников – строителей-отделочников, чтобы по быстрому срубить «бабла» на Ханаанских стройках? Да вреде как и нет. Он, Авраам, вроде как сам из столицы тогдашнего мира. Богатый. Высокого происхождения. Папа являлся служителем-идолопоклонником, то есть, он тот, кто проводил службу в капище. В столице. Это не просто попик из деревни Нижние Чесуны, это служитель культа из столицы мира, тогдашнего. Все духовные настоятели, а к ним относились любые колдуны, маги и служители языческих культов, очень хорошо знакомы с теми людьми, которые зовутся так сказать, сильными мира сего. А одна из внучек Фарры носит имя «Царица», жена сына, Авраама, зовется «Женщина знатного происхождения», а к стати, она его же, Авраама, и сестра, дочь то ли от первой, то ли от второй жены его папы (быт.20:12). Интересно, кем же они, это семейство, были? И вот, такой человек попадает на периферию. Там, конечно, есть свое дворянство, свои князья и цари, но и Авраам не последний человек в этом обществе. А ведь он преследует какие-то свои духовные цели. Вот и возникает вопрос: зачем этому мужу, оставившему великолепие дворцов и шум празднеств ради Бога и Его обещаний, идти в Египет, чтобы окунутся точно в такое же, только меньшего размера? Ведь Бог, который вывел меня из моей страны, сказал лично мне, что он вывел меня оттуда и привел сюда только для того, чтобы благословить меня здесь. Он хочет дать мне и моим потомкам эту землю, Он говорить, что благословит меня здесь! Надо быть очень глупому и непостоянному, чтобы, поверив там, бросить Бога здесь. Здесь, тогда, когда ты наконец-то добрался до пункта своего назначения, до того места, в которое ты шел все эти годы, о котором ты мечтал, и которое ты увидел своими глазами. Извините, я не верю в таких патриархов, а уж тем более быть его сыном по вере даже как-то …
Однако, мы все знаем и читаем, что Авраам пошел в Египет. Это факт. Вот только к этому факту есть один вопрос: а кто был инициатором похода в Египет? Любой скажет, что это ты говоришь? Как это кто? Конечно Авраам, ведь это он пошел в Египет. А вот тут мы и возвращаемся к выходу данного семейства из Ура Халдейского. Помнишь? Кому Бог сказал выходить? А кто вышел? Старший всегда в списках первым. Это его караван, вне зависимости от того, кто уговорил нас туда идти.
Посмотрим на вторую половину Авраама – на Сарру. Ее вообще стараются не замечать, вроде как все сделал один Авраам. Вы еще помните формулу – «оставит человек отца и мать …». Была ли эта формула приложима к Аврааму, или Бог ошибся, говоря, что так будет. А ведь есть еще «великая тайна, по отношению Христа к Церкви …». Есть еще множество вопросов относительно семейной жизни этих героев. На сколько Сарра слушалась своего мужа? Чье слово имело для нее больший авторитет: ее или его? Каков был ее характер?
Сарра упоминается несколько раз, хотя сопровождает Авраама можно сказать всю жизнь. Отложим пока историю с Египтом в сторону и посмотрим на другую. На историю рождения Измаила, сына Авраама от служанки по имени Агарь. Примечательно, что служанка эта появилась в доме после египетского похода. Она так и названа «египтянка по имени Агарь» (быт. 16). Из всей истории про то, как жена дает мужу свою служанку для зачатия ребенка, всплывают два основных вопроса: во-первых, какого ее отношение к духовным ценностям, то есть к тому, что сказал Бог, в смысле доверия Ему; и, во-вторых, ее отношение к людям низшего сословия, то есть, к своей служанке, в смысле, на сколько этично забрать у женщины ее ребенка. Говорит ли это что-то нам о характере данного субъекта, Сарры? Можно рассказывать о нравах того общества; что у них было в обиходе, какие ценности существовали в семейном укладе и так далее, но человек не меняется. Внутреннее существо остается тем же. Мать так же любит свое дитя сейчас, как и в то время. Вряд ли это изменилось. Но вот тетя, богатая и важная, говорит своей служанке после десяти лет ее службы: «давай-ка милая моя сделаем так, как я тебе скажу. Мой муж, которого я очень люблю, и который, к сожалению, не может дать мне ребенка, я не знаю по какой причине, хотя его Бог говорит, что у него будут дети, войдет сегодня к тебе, переспит с тобой, и посмотрим, будут дети или нет. Если будет ребенок, то я заберу его у тебя, а если нет … все ясно, я не виновата в том, что у него нет наследника». Потом она идет по своим делам, а вечером, за ужином, говорит своему мужу: « знаешь, дорогой, я сегодня договорилась со своей служанкой, что ты будешь спать с ней. Ты уж постарайся сделать там что-нибудь. И если она родит, то будем считать, что это мое дитя, так уж и быть». Это приблизительная схема переговоров, а как еще это можно себе представить? А что потом? Как вы себе это представляете? Авраам вскочил довольный, не доев своего ужина, наскоро помылся и помчался в соседнюю спальню. Сама жена все уладила. Так что ли смотреть на данный отрывок?
Однако в данном случае хотелось бы увидеть характер Сарры – госпожи. На сколько ее настойчивость и организаторские способности проявились в таком нелегком поприще, как получение наследника для семьи. Интересно, что Авраам слушается свою жену, хотя по тем временам, он мог совершенно спокойно пойти и взять себе в жены еще женщин. Видать, он любил свою Сарру и был противником многоженства. Не даром же он ушел из Ура Халдейского, где все это процветало. Картина получается насыщенная, и герои выходят яркие. Сарра крутит Авраамом, как хочет, и планов в ее голове множество, и приводит она их в действие. Отсюда можно вернуться к походу в Египет. Так кто же был инициатором этого схождения в Египет? Авраам? Или Сарра?
Стареющая дворянка, бездетная, винящая в своем бесплодии мужа, это видно из истории с Агарью, попавшая в захолустье, туда, где живет чужая деревенщина. Туда, где нет помпезных шествий по улицам огромного города, которые сопровождались жертвоприношениями; туда, где не звучит прекрасная музыка, сопровождающая огромные застолья; туда, где нет бани, спа-салона, модных бутиков и супермаркетов; туда, где однообразная степь, шатры, отары овец, кони, буйволы и верблюды; туда, где самое большое развлечение – разговоры вечером о том, кто как пас и куда девалась та овца, и как захромал это верблюд, и вообще, всякие интересные вещи для светской дамы: черная степь ночью, вой шакалов, звездное небо, дым костра, ну и прочая такая романтика. Как долго, и главное, ради чего, должна была Сарра все это терпеть? Муж обещал детей – их нет; какой-то Бог нас должен благословить – а где и в чем это благословение; муж говорит, что эта будет наша земля – но мы здесь чужие. Ради чего я все оставила и последовала за ним? Может он ошибается и наше благословение не здесь? Может он просто не все сказал или недопонял весь маршрут? Ведь я могу принести еще пользу людям. Я могу послужить при дворе какого-нибудь короля, от этого, может, будет больше толку, чем прозябать здесь. Но обратно дороги нет. В Уре обрезаны все концы, для них мы изгои. Куда идти? Правильно, есть еще одно более менее сносное, по своей значимости, государство – Египет. Это конечно не столица мира, но тоже сойдет. Кто-то скажет: - «Но ведь написано, что Авраам пошел в Египет». Конечно, ведь это его караван. Представляете, если бы было написано, что Сарра пошла в Египет, а Авраам пошел за ней. Мы бы на него вообще б внимания не обратили, на подкаблучника ентокого. А на счет того, что он называется ее братом, так здесь правда, с одной стороны, а с другой стороны только брат или отец мог ходить в восточный дворец и узнавать о состоянии какой-либо женщины. То есть, мог придти и потребовать отчета о своей сестре-дочери, это пока она не замужем, потому что дальше муж отвечает за нее и спрашивать надо у мужа. На тему жизни женщин в гареме можно прочитать в книге Есфирь. Там все четко и подробно изложено.
Но все это не имеет никакого значения, если Авраам не является прообразом Христа. А если он – прообраз Христа, то Сарра это мы, церковь – жена, невеста. Это мы, походив по бесплодным местам, стремимся послужить там, в новом государстве. А Христос следует за Своей женой, которая является Его же сестрой. Отец у нас один. И Бог поражает фараона за церковь. Даже когда церковь увлекается служением в доме фараона. Фараон не сразу старается стать господином Сарры, нет. Пусть пройдет немного времени, пусть она пообвыкнет здесь, втянется в работу, чтобы потом не смогла уйти. Узы должны быть такие крепкие, что не порвать. Я не против служения миру в своей мере, в проповеди Евангелия. Но давайте сначала дождемся обещанного Богом, дождемся там, где Он нас поместил.
Божий характер – характер Христа. Он проявляется в Писании, вот в этих историях. Как и Авраам, который оставляет обетованную землю, землю присутствия Божья, так и Христос оставил дом Отца, чтобы идти спасать нас. История Адама и Евы получает большее развитие в истории Авраама и Сарры. Он может сказать: - «Я взял эту женщину и буду с ней до конца. Я пройду всяческие унижения и насмешки, но увидев мою любовь она будет со мной». Вот в такого Христа, и в такой прообраз я и верю.
Станислав Клянин,
Рига. Латвия
Родился в 1960 г. Христианин с 1992 года. Пятидесятник. Церковь "Благая весть" город Рига, Латвия. Женат, двое детей. Вся семья находится в церкви. e-mail автора:stas_klanin@mair.ru
Прочитано 5212 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 1
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Я на счет Фарры, думаю так же, что на востоке и у Бога, имеет уважения до старших. Но еще думаю, что Аврам, не скрыл перед людьми близкими ему, явления Господа. Как когда, кто-то уверует в семье сын или дочь, это становится известным. И если у сына или дочери есть свидетельства веры, она может иметь убедительные действия на окружающих. Но эта тема не короткая. В мире сегодня не так, но на востоке имеется свои принципы. Но не утверждаю, что Фарра по вере поступил,ибо видим, что он не дошел до Ханаана. Но я просто понимаю, что так и сегодня, когда христианский мир живет не по своею верою, а верою других, получается то же самое. Когда все уже готово и изучено и ясно, но вера отсутствует.(это очень коротко)